• далекий предок - головешка от костра;
   • в древности: свинцовый стерженек-штифт - оставлял мягкий бледно-серый след на листах пергамента. Но для текста бледноват, им только размечали строки. Более темную черту оставлял штифт из двух частей свинца и одной части прокованного молотком олова Со временем под действием кислорода линия темнела, при желании легко удалялась мякишем хлеба или пемзой (ластик тогда еще не было, его изобрели только в 18 веке);
   • аристократы использовали серебряный штифт, темно-серая черта коричневела при окислении, стереть мякишем или пемзой невозможно, поэтому рисовали только безошибочно (великие мастера, например, Л.да Винчи);
   • минеральные штифты: древесный уголь. Один из рецептов: возьми ивовые палочки, обстрогай и очини с обоих концов, положи в горшок, замажь крышку глиной для герметичности, поставь в печь с вечера до утра... Уголь плохо держится на бумаге. Как только не пытались бороться с этим недостатком! Предварительно покрывали бумагу водным раствором клея и высушивали. После того, как листы были исписаны или разрисованы, их держали над паром. В результате клеевой слой увлажнялся и впитывал уголь, а после высыхания текст или рисунок был уже хорошо закреплен;
   • 15 век, в Пьемонте был найден "черный камень", "черный мел" (тюркские корни: "кара" черный, "даш" камень), внедрение было молниеносным и месторождение быстро иссякло. За ним "исписали" месторождения в Тюрингии и Андалузии;
   • в Париже залежей не было, поэтому изобрели смесь: белая глина + черная сажа. Получили так называемый парижский карандаш ("соус"), он был чернее итальянского, меньше царапал бумагу;
   • Леонардо да Винчи нашел сантину - "красный мел" - природный каолин, окрашенный окислами железа;
   • если есть черный и красный мел, почему не сделать цветной? Франция, 15 век, изобрели пастель - мел с добавками пигментов: мел + пигмент + жиры или гуммиарабик или сок смоковницы), выкатывали на мраморной плите, сушили - получались один мягче, другой тверже;
   • то в одной, то в другой стране находили залежи графита. В 16 веке - случайное открытие в Англии, в яме от вывороченного бурей дерева. Крестьяне стали метить графитом овец, корзины. Некто наладил продажу в Лондоне графитовых палочек, обмотанных бечевой. Король издает указ: добычу производить только 6 недель в году, дабы месторождение не истощилось, за вывоз из Англии - смертная казнь. Месторождения хватило на 200 лет;
   • изобрел карандаш чех Й. Гартмут, владелец фабрики по изготовлению лабораторной посуды. Рассматривая одну из чашек-тиглей он уронил ее и отлетевший осколок оставил на бумаге четкий черный след. Он выяснил, что в глину добавляли графит. Проведя эксперименты он установил лучшие соотношения, так появились знаменитые пишущие стержни "KOH-I-NOOR".
   Независимо от него карандаш изобрел француз Н.Конте, в 1790 году. Он предложил помещать стержень в деревянную оболочку.